Меню
12+

Огни Сибири официальный сайт газеты

23.05.2017 11:36 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 24.05.2017 г.

С любовью к Арктике

Автор: Наталья Шелехова

В российских школах прошел большой арктический урок "Арктика — фасад России", организованный Минприроды совместно с министерством образования, приуроченный к 8-летию дрейфующей станции «Северный полюс», которое отмечается в июне этого года.

…Белые медведи на школьной доске и подпись 19 мая – день полярника – детский рисунок мелом – стал прекрасным эпиграфом к уроку на эту тему, проведенному учителем географии школы № 1 Таисией Александровной Филончик. Прошел он форме деловой игры. Тема была выбрана, что называется на острие времени: «Арктика – боль и надежда России». Цель – изучить проблемы, связанные с использованием арктической части территории России и наметить пути их решения.
8 «б» класс, где проходил этот необычный урок, на 40 минут стал большой экспедицией ученых-полярников, три группы которой работали под девизом: «Через завоевания льдов к могуществу и славе России».
- Это дерзко, актуально и жизненно важно для всех нас. Нам предстоит не просто обсудить «Северный вопрос», мы должны решить, как со всеми своими богатствами, громаднейшими землями не превратиться в беднейший народ в мире, — сказала, напутствуя экспедицию, Таисия Александровна.


Дыханием безбрежных ледяных пространств, словно повеяло в классе, когда на интерактивной доске замелькали слайды видеоролика «Вот она, Арктика» с Ледовитым океаном, тундрой и ее обитателями. Красочные снимки стали иллюстрацией к заранее подготовленному ребятами интереснейшему повествованию об экономическом положении Арктики, виртуальному путешествию по Баренцевому морю. Ученики, отправившись в «плаванье», рассказали о полезных ископаемых, дали оценку, насколько могут быть доступны с точки зрения существующих технологий, те огромные месторождения углеводородов, которые скрыты в недрах арктического шельфа, «посетили» газоконденсатное Штокмановское месторождение, первую в мире ледостойкую платформу. А еще взглянули на перспективы Арктики глазами эколога и военного. Ведь здесь имеется единственный безопасный, полностью контролируемый Россией выход в Мировой океан. И, наконец, на вопросы экспертов заочно ответил руководитель станции СП -38 Артур Чилингаров.
Ребятам предстояло дать окончательный ответ: «Нужна ли Арктика России?» В задачу членов экспедиции входило заполнение матрицы для выявления плюсов и минусов в современном состоянии Арктики, чтобы не субъективно, а методом сравнительного анализа определить наиболее перспективные направления работы, основываясь, на представленных докладах.
Участникам экспедиции были предложены кейсы с необходимой информацией, таблица-матрица и SWOT. Эксперты заполнили оценочные листы, подсчитали аргументы и сделали следующие выводы. России необходимо использовать свои ресурсы и материальные, и человеческие, и пропагандистские для укрепления своего присутствия в Арктике. Россия не может позволить вкладывать свои ресурсы в активное освоение северного полюса, так как у нее есть другие проблемы, на решение которых необходимы средства, и активизация присутствия в Арктике приведет к осложнению и обострению взаимоотношений России с другими странами. Рекомендовать правительству России использовать ресурсы страны для дальнейшего изучения территории «страны большого медведя». Предложить прилагать активные усилия для международного признания сектора Арктики за Россией. Перед нашей страной встала тема великого передела Арктики. Но уже сейчас можно сказать, что эпоха больших российских арктических проектов началась.
И, наконец, учитель провела рефлексию, в процессе которой каждый из учеников сформулировал самое главное, что услышал и узнал на уроке. Рассуждения, наработки восьмиклассников по праву можно будет использовать в дальнейшем в научно-исследовательских работах, настолько они интересны и содержательны.
Урок прошел на одном дыхании. В завершении прозвучали стихи об Арктике, написанные Таисией Александровной: «Северный путь помогает нам с востока на запад попасть. А все, кто сюда попадают – кладут нам в копилочку фрахт. Вы Арктику всю засорили, здесь много отходов лежит, мы этого вам не позволим, не можем спокойно мы жить»…


Нельзя было не любоваться сосредоточенными, одухотворенными лицами ребят. И подумалось, что однажды побывав в роли ученых-полярников, они приблизились к далекой и неведомой недавно стране безбрежных льдов и загадок, настолько, что теперь интерес, неравнодушие к ней никогда не угаснет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

26